Gvozdik.ru Rambler's Top100
строительный каталогстроительный каталогновости и обзорыновости и обзорыконкурсы и тендерыконкурсы и тендерынормативные документынормативные документывход для клиентоввход для клиентов
     главная      страница управления      подписка
  
 Расширенный поиск


Каталог
Стройматериалы
Услуги
Поиск
Тендеры
Строительные тендеры
Крупные закупки

Объявления
Б/У техника
Биржа труда
Статьи
Новости
Новости компаний
События
Обзоры
Документы
ЕНиРы
Законы, постановления
Коэффициенты пересчета
СНиПы, правила

О нас
О проекте
Реклама
Контакты
  • Квартира в новом доме
  • Строительные инструменты
  • ПВХ как стройматериал
  • Теплый пол под плитку
  • Старые и новые строительные леса
  • Современные технологии возведения кирпичных домов
  • Дисконт-портал "Эврика": выгодно для всех
  • Как установить акриловую ванну своими руками
  • Делаем водяное отопление
  • Строим теплицу
  • Монтаж OSB плит
  • Качественный виниловый сайдинг
  • Используем жидкое стекло
  • Дерево и гвозди
  • Строим террасу
  • Как правильно выбрать счетчик на воду
  • Затирки для плитки
  • Что собой представляет SPU-изоляция?
  • Какая она элитная кровля?
  • Почем кровельный профнастил в Москве?
  • Акриловые вкладыши для ванн от "Экоакрил"
  • Обзоры
    Пожалуйста выберите интересующую Вас категорию:
    к-во позиций в разделе
    Автоматизация строительных фирм3 
    Анализ, прогнозы, тенденции369 
    Строительные материалы3148 
    Строительные технологии877
    Строительные услуги72 
    к-во позиций в разделе
    Инженерные коммуникации34 
    Оборудование, инструменты, станки172 
    Прочее106
    Строительство, реконструкция, ремонт212 
    Технические средства безопасности8 
    Управление строительством11 
    Энергоэффективные и экологические технологии8 
    К основной странице раздела
     Искусство освещения городского ландшафта
    29.06.2001
    Ландшафтные элементы - зелень, вода и рельеф -сохраняются и создаются в городе для его экологии и красоты. Электрический свет применяется для обеспечения визуального комфорта в темное время суток, т.е. для зрительной экологии, а также для эстетики городской среды. Синтез ландшафта и освещения может дать при определенных условиях чудесные результаты, но используется он у нас пока крайне редко и лимитирование, особенно для формирования эстетических характеристик.


    Светопанорама Чикаго - "световой танец"

    Ландшафтно-световые композиции как самостоятельные и самоценные объекты зрительного восприятия, которые могут сотворить архитекторы, светодизайнеры, инженеры средствами современной техники, потенциально имеют широчайший диапазон по всем параметрам - по масштабам залитых светом территорий и характеру светового рисунка в зрительном кадре, по времени экспозиции этого кадра и его соотносимости с наблюдателем, по эмоциональному характеру светоцветовой композиции и ее жанру, по степени дискретности каждого создаваемого светопространства или светового ансамбля и взаимосвязанности его с другими в окружающей среде и т.п.

    Нам пока еще трудно соперничать с солнечным светом по масштабности, эффектности и главное, разнообразию пейзажных панорам в рассветные, полуденные и закатные часы, особенно в городах, соседствующих с горами или морем. Эти панорамы, обязанные свету, о котором 40 лет назад великолепно писал Дж. Саймондс в книге «Ландшафт и архитектура», могут служить вдохновляющим примером для образно-ассоциативного творчества в искусстве вечернего освещения городского ландшафта. При этом обнадеживает одно объективное преимущество: если природный свет нам неподвластен, это дар Божий, который лишь в какой-то мере можно учесть при формировании ландшафтных композиций, искусственный свет рукотворен и управляем по всем параметрам. Техника освещения интенсивно развивается, и неразумно игнорировать имеющиеся возможности в создании «параллельного» дневному вечернего визуального мира, который должен быть, и рано или поздно будет, не менее прекрасным, чем дневной. Тем более, что здесь нетрудно обеспечить невозможную для дневных условий (ибо солнце прекрасному и уродливому на земле «внимает" равноценно) адресность создаваемых для восприятия ситуаций - от грандиозных ночных светопанорам, предназначенных для всех горожан, до дискретных, камерных, рассчитанных на персональное восприятие светоцветовых композиций, «вырывающих» из контекста темной среды фрагменты пейзажа, часто не привлекающие днем особого внимания, - цветник или валун, куст или дерево, садовую скамью или лестницу на рельефе.


    Сад музея им. А.С. Пушкина на Пречистенке

    Примером крупномасштабной светопанорамы, когда-то поразившим меня. был ночной Кейптаун с высоты птичьего полета на черно-белой фотографии 60-х годов. Гигантская Столовая гора, освещаемая снизу группами мощных прожекторов, стала эффектным фоновым «задником» городу, амфитеатром спускающемуся к одноименной бухте со сходя щимися в центре светящими ручейками и реками улиц и магистралей. Аналогичное по композиции, но более скромное по масштабу зрелище представляла в 70-е годы вечерняя панорама Тбилиси с освещенными руинами цитадели V века Нэрикала на гребне господствующего над старым городом Сололакского хребта. Или светопанорама испанского города Куенко, здания которого «вырастают» прямо из скал, и свет прожекторов объединяет застройку, ущелье и гору, подчеркивая причудливость созданного природой и человеком рельефа. Гористый пейзаж и в других городах ~ Баку. Ереване, Алма-Ате, Сан-Марино, Афинах, Будапеште - способствовал спонтанному формированию обозреваемых с высоких видовых точек завораживающих ночных панорам, напоминающих опрокинутое звездное небо или тлеющие во тьме угли громадного костра. Вода и небо послужили главными пейзажными элементами «космической» светопанорамы Чикаго, получившей название «световой танец» в юбилейные дни 75-летия фирмы IBM в 1989 году (по проекту свето-дизайнера Д. Муни). Создание величественных, экзотических или романтических ландшафтно-световых композиций как вида массовых зрелищ, в которых творчески используется богатый сценографический опыт театра, цирка, эстрады и современные светотехнические средства, ~ основное направление в светотехнической интерпретации городского освещения. Другая, альтернативная и более редкая его ветвь, - минимальная трансформация природной световой среды - была использована Ле Корбюзье при проектировании комплекса Капитолия в Чандигархе: он запретил вечернее освещение вокруг озера, за исключением полускрытого «бивуачного» подсвета газонов, чтобы видеть в воде отражение звездного неба (к сожалению, сведений о сохранности этой идиллической идеи мы не имеем). Такой прием естественно сокращает масштабы воспринимаемого пространства -глаз плохо видит в темноте, но приносит другие ощущения - таинственности или некоторой, щекочущей нервы, опасности. В мрачноватом, без фонарей (в 70-е годы), парке в Паланге немногие слабо освещенные поляны или кроны деревьев, отражавшиеся в зеркале пруда, воспринимались как солнечное откровение. Однако, учитывая современную социальную атмосферу, для таких решений нужны соответствующие условия, чтобы идущее от темноты атавистическое, а в ряде ситуаций и реальное чувство опасности не подавляло желания наслаждаться красотой ночного пейзажа. Ведь в нормальной обстановке, например, в Финляндии, по свидетельству Э.Лампи. хорошее освещение не только городских садов и парков, но и пригородного ландшафта рассматривается как практический способ «вытащить» горожан на лоно природы, поскольку ежедневное время отдыха основной массы активного населения приходится на вечер.


    Световой ансамбль Храма царицы Хатшепсут в скале Дей-эль-Бахари

    Островки зелени в городе, называемые зонами отдыха или рекреационными, играют более активную роль, нежели загородные пейзажи, поскольку они доступны даже группам малоподвижных жителей ~ пенсионерам, инвалидам, детям. КПД этих территорий значительно возрастет, если гулять на них вечером станет не только безопасно, но и приятно. Эту функцию может с успехом выполнить декоративное освещение зеленых насаждений, элементов благоустройства, малых форм и окружающих зеленые островки сооружений. К сожалению, в Москве и в других российских городах освещение вышеперечисленных элементов, да и сами элементы в виде разнообразной палитры архитектурных форм и зеленых насаждений практически отсутствуют. Поэтому в данной области нужно говорить не только об освещении как способе формирования «параллельного» визуального мира, но и об элементарном, но качественном оборудовании рекреационных территорий «городской мебелью» и устройствами типа подпорных стенок, лестниц, пандусов на естественном или создаваемом рельефе - со встроенным освещением. По нашему убеждению, вся «мебель» и элементы благоустройства в парках, садах, скверах, жилых дворах должны быть светонесущими (с учетом антивандальных и прочих требований), чтобы исключить или сократить необходимость установки типовых светильников сомнительного дизайна на опорах или подвесах, являющихся во многих случаях чуждыми композиционными элементами ансамбля. Подобное принципиальное новшество - включение раздела «Наружное архитектурное освещение» в состав проектов строительства важных градостроительных объектов - утверждено распоряжениями мэра Москвы в 1995 и 1996 годах. Развертывающаяся в столице программа «Наш двор, наш подъезд» обречена на «кастрированное» решение без эстетики освещения, которой профессионально никто не занимается. Ведь двор - часть жилой среды, уличное продолжение квартиры, где пенсионеры и дети проводят немалую часть времени в вечернее время. Но уютом и привлекательностью интерьерного освещения дворы пока не обладают.


    Дизайн парковых фонарей в ЦДРА

    Ведущиеся в Москве с 1993 года по программе Правительства столицы работы по архитектурному освещению фасадов объектов мало коснулись ландшафтной архитектуры города, хотя в первом утвержденном концептуальном проекте «Генеральная схема светоцветового оформления города» нами была выделена потенциально богатая комплексная ландшафтная тема «Свет над Москвой-рекой». Она была реализована в 1994-2000гг. лишь фрагментарным (далеко не всегда удачным) освещением мостов и ряда зданий на набережных, к сожалению, как «штучных» объектов, без предварительной светоансамблевой проработки. Между тем, необходимость такой проработки очевидно необходима именно на набережных, днем воспринимаемых в виде единых и репрезентативных столичных панорам, которые вечером должны стать не менее цельными и представительными светопанорамами. В ряде проектов архитектурного освещения нам удавалось включать в их состав не только фасады плановых зданий, но и часть окружающей их среды. Начало этому положили проекты освещения монастырей и храмов, где по просьбам некоторых настоятелей предусматривалось освещение территории для крестного хода, что по принятым стандартам является не архитектурным, а функциональным освещением. Мы же всегда настаиваем на нервзделимости функциональных и эстетических задач освещения и на решении их в контексте трехмерного окружающего ансамбля. От элементарных решений (установка торшеров с лампами тепло-белого или холодно-белого света на территории храма) мы перешли в последних реализациях к усложнению смысловой нагрузки на освещение. Староверческая церковь Николы в Студенце с белыми фасадами, окруженная разросшимися деревьями, практически не просматривается с Таганской и соседних улиц. В проекте ее освещения внимание сосредоточено не столько на храме (хотя это памятник архитектуры XVII века), сколько на месте, где он стоит. Свет должен исходить именно от места, символизируя его святость. Поэтому цветным светом, зеленым и синим, для усиления эффекта высвечиваются кроны деревьев, а белым - сам храм. Такие же принципы и приемы предусмотрены и для освещения Сретенского монастыря. Работы по реализации проектов ведутся «Светосервисом» в настоящее время. Другая группа проектов с освещением элементов ландшафта реализована в усадебных ансамблях с озелененными курдонерами или садами. Деревья на территориях музеев Л.Н.Толстого и Д.С.Пушкина, Дома ученых на Пречистенке, особняка А.А.Морозова на Воздвиженке. ГМИИ им. А.С.Пушкина на Волхонке, парадного двора Странноприимного дома Н.Шереметева (института им. Склифосовского) на Большой Сухаревской площади «персонально» подсвечены прожекторами с холодно-белым светом, что привлекает не меньшее внимание, чем освещение фасадов вышеуказанных объектов.


    Освещеие пешеходной аллеи в ЦПКиО торшерами с лампами ДРЛ "комфорт" и крон деревьев зеленым светом МГЛ

    На территории восстановленного Свято-Данилова монастыря и построенной на его территории гостиницы до 1997 года функционировало освещение претенциозными ретрофонарями с 300-ваттными слепящими лампами накаливания (техника прошлого века), а также местная декоративная подсветка небольшого пруда и кустов роз во дворе гостиницы (технически не очень грамотная, потому что розы от тепла зеркальных ламп увядали). По нашему предложению лампы накаливания в фонарях заменили на ртутные лампы, что привело к повышению уровня освещенности, снижению слепимости, расхода электроэнергии и эксплуатационных затрат и к улучшению восприятия цвета зеленых насаждений. К этому была добавлена местная подсветка «живой» изгороди вокруг территории гостиницы современными светильниками с энергоэкономичными контактными люминесцентными лампами, после чего ландшафтный ансамбль монастыря заиграл новыми красками. По нашему проекту создано освещение сада ЦДРА, ныне называемого Екатерининским парком, где предусмотрено светоцветовое зонирование территории на историческую и современную часть, декоративная подсветка деревьев цветным светом и несколько режимов работы освещения - вечерний, ночной, сезонный, праздничный. Освещение аллей осуществляется типовыми светильниками-шарами с ртутными лампами в современной части парка (холодно-белый свет) и компактными люминесцентными лампами (тепло-белый свет) в исторической части. Шары получили антивандальное обрамление современного дизайна в новой части парка и ретро-дизайна на основе сохранившихся прототипов фонарей на старой территории. Цветники и основные газоны подсвечиваются невысокими светильниками, созданными по индивидуальному рисунку на базе приборов, выпускаемых московскими предприятиями. Первый реализованный качественный шаг вперед в освещении городского ландшафта мы осуществили в 1999 году при проектировании осветительной установки пешеходной аллеи в ЦПКиО. соединившей поменявший свою «прописку» Андреевский мосте Ленинским проспектом. По обе стороны обновленной парковой аллеи были установлены ретроторшеры с ртутными лампами и прожекторами с металлогало генными лампами зеленого света для подсветки крон деревьев. Теперь тополя и лиственницы с «одетыми» или голыми кронами круглый год имеют вечером сочный зеленый цвет, что производит неожиданный декоративный эффект.


    Набережные реки Таммеркоски в Тампере

    Надо отметить, что наши «архитектурные» новшества нередко вызывают определенное непонимание и даже сопротивление у коллег-светотехников, у подрядчиков и некоторых согласующих инстанций- Мы же уверены, что цветной свет в городском ландшафте необходим для превращения его в сказочную, волшебную, театрализованную среду активного или пассивного отдыха вплоть до релаксации и нирваны при определенных условиях. Стоит прогуляться вечером по западному берегу Новодевичьего пруда с видом на освещенный монастырь, чтобы понять, что это не метафора.


    Пешеходный Андреевский мост - момент цветодинамической программы освещения

    Ландшафтные элементы всегда привлекали внимание специалистов городских служб освещения. По своему разумению, нередко без участия зодчих, профессиональных дизайнеров или художников, инженеры творили освещение на свой вкус. В 70-е годы почти каждая из столиц союзных республик и многие областные города силами горсветов создавали вечерние ансамбли. Баку можно было назвать городом цветных фонтанов. В центре его был замечательный фрагмент обнаженной и обработанной фрезами скалы со струящейся по ней водой, подсвеченной таинственным светом. На площади перед Дворцом культуры им. В.И.Ленина доминировал оригинальный световой фонтан-орган. Ереван с 1971 года называли городом первого в СССР «поющего» фонтана с цветодинамическим освещением, получившего в те годы своих двойников в Сочи, Ялте, Кирове, Москве и других городах. Брестская крепость имела свою светоэмоциональную атмосферу. Ленинград и отчасти Рига блистали светопанорамами набережных с неповторимым силуэтом доминантных вертикалей и живописными отражениями в быстрых волнах Невы и Даугавы, Вода и свет - непревзойденные «живописцы» в их разнообразных сочетаниях. Вечером более, нежели днем, эффекты зеркального отражения света в воде производят впечатление. Поэтому они используются при освещении мостов, гранитных набережных, застройки и деревьев вдоль них. Русло Тибра в Риме и Сены в Париже фрагментарно высвечивается элементарным приемом размещения бра с натриевыми лампами на каменной облицовке высоких стенок набережных. В небольшом Тампере финны в 1989 году эффектно «пробороздили» 400-метровым световым карнизом из 32-ваттных люминесцентных ламп берега речки Таммеркоски по случаю векового юбилея использования ламп накаливания в освещении города (авторы - арх. А.Маркелин, инж. Ю.Ниеми).Освещение мостов - особая тема разговора- В мире масса замечательных «мостов света» через реки и морские проливы. Особенно эффектны в цветном свете прожекторов протяженные вантовые мосты в Иокогаме, Стамбуле, Нью-Йорке, Нормандии. Центр ночного Парижа в славе своей немало обязан освещенным мостам. Мы в Москве в 1994 году впервые в стране начали освещать архитектуру мостов - пролетные строения, конструктивные и пластические детали, а не их дорожное покрытие, как это выполнялось по нормам. Не все здесь по разным причинам получилось удачно, но последние реализации - освещение Крымского и пешеходного Андреевского мостов - могут соперничать с лучшими мировыми экземплярами в этом жанре.


    Ниагарский водопад

    Еще более органично и эффективно взаимодействие света и воды в архитектуре фонтанов и водопадов. Грандиозно-живописное (судя по снимкам) впечатление призводит цветная подсветка Ниагарского водопада. Все другие водопады и фонтаны, в том числе, свето-цвето-динамические, как знаменитый «поющий фонтан» с каскадами в ансамбле Всемирной выставки в 1929 года в Барселоне, очевидно, являются микровариациями этого неповторимого зрелищного феномена. Существуют свои секреты в системах освещения, опробованные на тысячах примеров. На смену дорогостоящим подземным осветительным камерам и более доступным подвозным приборам с низковольтными лампами накаливания приходят стекловолоконные световоды с невиданными ранее возможностями распределения света, цветного и динамического, в струях фонтанов. При этом снимается ряд технических проблем электробезопасности и обслуживания подводных светильников. Большой фонтан в центре пруда в парке Сент-Джеймс в Лондоне - одна из первых замечательных реализации освещения с помощью фиброоптики. Весьма оригинально используют эту светотехническую новинку во Франции - главная площадь Place des Terreaux в центре Лиона каждый вечер «прорастает» семьюдесятью двумя «дышащими» световыми фонтанами, создающими совершенно новое для пешеходов ощущение городской среды, аналогов которому в известных нам условиях нет. Бульвар Ри-шар-Ленуар в Париже в ночное время не менее оригинален: восемнадцать групп персонально подсвеченных световодами фонтанчиков вдоль центральной аллеи дополнены освещением смотровых люков над каналом Сен-Мартен, который проходит в тоннеле под бульваром, и крон деревьев невидимыми прожекторами, встроенными в «головки» ретро-фонарей (светодизайнер Р.Нарбони), Массу декоративных и светокомпозиционных новшеств и вызываемых ими эмоций являет собой освещение парижского парка Ла Виллетт (см. АСД, №2, 1999). Свет стал основной содержательной темой решения сада, так и называемого «световой сад», - при строительстве пивоваренного завода в Энива на острове Хоккайдо в Японии (автор - К.Тахара, называющий себя «световым скульптором»). Одиннадцать групп подсвечиваемых изнутри стеклянных призм высотой 1,2-1,7м (по шесть штук в каждой группе) и восемь плит из специального стекла «Umu», установленных на его территории в один гектар, образовали некое подобие «светового оркестра». Его «игрой», т.е. модуляциями света призм и плит при специальном музыкальном сопровождении управляет компьютер. Светодизайнер М.Ишии экспериментирует с лазерными лучами в ландшафте «Священного сада Shiga». Живописно-экзотические картины создаются цветным светом в сталактитовых пещерах ЮАР, в ледовых городках в Японии, Китае и других странах. Все нацелено на более широкое привлечение туристов и повышение рентабельности этой сферы бизнеса, О внимании, уделяемом искусству освещения ландшафта в цивилизованном мире, свидетельствуют многочисленные реализации осветительных установок в шедеврах садово-парковой архитектуры (вилла д'Эсте в Тиволи, парки в Киото, Копенгагене, королевы Виктории в Онтарио и др.), а также регулярно проводимые в Европе. США, Австралии конкурсы на лучшее освещение, традиционные «Фестивали света» на Больших бульварах и Елисейских полях в Париже, «светящиеся представления» в Нела-парке в Кливленде, «Праздники света» в Блэкпуле и «Осенние карнавалы» со световой программой в Тапиоле, наконец, спектакли «Звук и свет» в Версальском парке, на пляжах Биаррица или в садах Шалимара в индийском Сринагаре. Это еще одна особая область искусства «оживления» истории и ландшафта. Образным языком света и звука в лесу Домреми во Франции «поднимает» в поход своих земляков против захватчиков Жанна д'Арк, в Нормандии на берегах Ла-Манша «высаживается» англо-американский десант...


    "Поющий фонтан" на главной аллее территории Всемирной выставки 1924 года в Барселоне

    Технические новинки и сложные системы освещения применяются обычно в уникальных ситуациях. В массовой же практике можно достичь неординарных результатов вполне доступными приемами и средствами. Выбор их диктуется особенностями ландшафта, в частности, формой и рисунком зеленых насаждений. Густые кроны деревьев, чтобы выявить их объем, заливают светом с одной или двух сторон, при этом во втором случае более эффективно разноспектральное освещение. Прозрачную крону дерева «пронизывают» светом снизу, а куст высвечивают изнутри, что обеспечивает необычный декоративный вид. Хроматический свет хорош при смешанных посадках разнородных по цвету деревьев и для усиления сезонного колорита ландшафта, Так, для придания летней листве сочного изумрудно-зеленого оттенка применяют приборы с ртутными или зелеными металлогалогенными лампами, а для выявления осенней палитры - светильники с натриевыми или желтыми металлогалогенными источниками. В зимнем пейзаже покрытые снегом ветви хвойных деревьев могут освещаться «холодными» оттенками света, а их стволы - «теплыми». Белизна берез на фоне темного леса может быть подчеркнута подсветкой их стволов с земли, а силуэты елей выразительны на освещаемых заснеженных полянах. Кружевной узор легких акварельных цветных теней на снегу нередко образуется стихийно на бульварах и в скверах, где по соседству существует освещение транспортных зон желтым светом натриевых ламп, а пешеходных аллей - бело-зеленоватым светом ртутных. Так было на Бульварном кольце и на многих озелененных территориях, пока ртутные лампы в фонарях на аллеях «Мосгорсвет» не заменил на натриевые. Эта эпидемия желтого света, оправдываемая технико-экономической целесообразностью, все глубже проникает в ткань города, во дворы и рекреационные зоны, превращая городское светопространство в гомогенное и монотонное. без видимых различий между транспортными и пешеходными, большими и малыми пространствами. Здесь мы идем в противоположном направлении, чем весь цивилизованный мир.

    Нереализованными являются многие потенциальные возможности современных светотехнических материалов. Нетрудно представить себе, например, сады голографических скульптур, где выдвинутая в 70-е годы идея - заменить ценнейшие произведения ваятелей, подвергающиеся губительному воздействию городской атмосферы, их голографическими копиями -может быть интерпретирована более широко. Постоянные или временные экспозиции голограмм с шедеврами мировой скульптуры, воспринимаемыми при солнечном и искусственном свете, могли бы украсить не только центральные площади, парки, бульвары, но и многие жилые дворы.


    Фонтан в пруду Сент-Джеймс-парка с цветодинамическим освещением
    стекловолоконными световодами и цветной подсветкой деревьев в парке

    Современные тенденции в развитии социокультурной сферы, в экологическом движении повышаюг роль ландшафтной архитектуры в городе, тем более в вечерние часы досуга при качественном в художественном отношении освещении, способном опоэтизировать любой пейзаж, внести определенное настроение, эмоциональную окраску, которой так недостает в окружающей нас среде. Нужно лишь приложить к этому определенные усилия, талант и профессиональные знания.


    Двор Regent - офиса в Диборне (Мичиган, США) - искусственная пластика земли,
    зелень и малые формы с разноспектральным встроенным освещением (светодизайнер С.Граф)

    Автор: Н. Щепетков, Профессор МархИ
    Источник: Научно-популярный журнал "Архитектура и строительство Москвы", №2-3, 2001




    Строительные тендеры 
    Текущих тендеров: 31, полный список, объявить тендер
    Новые тендеры:
    23.03.2020 Выполнение смр
    Реконструкция производственной базы, Работы: организация площадки, временные дороги, Демонтаж ж/б.,монолит, м/конструкции,отделка,сети....
    20.03.2020 Поставка светильников светодиодных 90 Вт
    Аванс 50% Светодиодные светильники 90 Вт 1450 Штука...
    20.03.2020 Выполнение работ по отделке квартир жилого дома №6.1 ЖК "Малина"
    Жилой дом № 6.1 – 8-ми этажное 8-ми секционное 419-квартирный жилой дом с техническим подпольем Секция №8 (по ПСО) по РД Секция №8 - Количество квартир...
    15.03.2020 Кладка
    каменщиков на большие объемы. ЖК . Требуются бригады каменщиков на большие объемы. ЖК . Солнцево. Газосиликатный блок 3500/м3. Пгп - 15000 /м2. Черновая...
    05.03.2020 Ремонтные работы по многоквартирным жилым домам
    многоквартирные жилые дома по ул. Байкальская город Иркутск 289/7 и289/8. 1.Замена деревянных тамбурных дверей на алюминиевые теплые двери 2.Ремонт кровли 3.Ремонт...
    Служба размещения тендеров Gvozdik.ru

    С чего начать?
    Знакомство с Gvozdik.ru начните со страницы:
     Размещение информации

    Участникам:
    Работа с Вашей информацией:
     Страница управления

    Подписка на информационные рассылки Gvozdik.ru:
    E-mail:
     Подписаться
     Изменить параметры
     


     Стройматериалы и услуги   Обзоры   Тендеры   Крупные закупки   Б/У техника   Биржа труда   Новости

    © 2000-2020 Gvozdik.RU   E-mail:  info@gvozdik.ru   О проекте  Условия размещения рекламы на сервере   Контакты  Карта сайта

    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика