Gvozdik.ru Rambler's Top100
строительный каталогстроительный каталогновости и обзорыновости и обзорыконкурсы и тендерыконкурсы и тендерынормативные документынормативные документывход для клиентоввход для клиентов
     главная      страница управления      подписка
  
 Расширенный поиск


Каталог
Стройматериалы
Услуги
Поиск
Тендеры
Строительные тендеры
Крупные закупки

Объявления
Б/У техника
Биржа труда
Статьи
Новости
Новости компаний
События
Обзоры
Документы
ЕНиРы
Законы, постановления
Коэффициенты пересчета
СНиПы, правила

О нас
О проекте
Реклама
Контакты
  • Квартира в новом доме
  • Строительные инструменты
  • ПВХ как стройматериал
  • Теплый пол под плитку
  • Старые и новые строительные леса
  • Современные технологии возведения кирпичных домов
  • Дисконт-портал "Эврика": выгодно для всех
  • Как установить акриловую ванну своими руками
  • Делаем водяное отопление
  • Строим теплицу
  • Монтаж OSB плит
  • Качественный виниловый сайдинг
  • Используем жидкое стекло
  • Дерево и гвозди
  • Строим террасу
  • Как правильно выбрать счетчик на воду
  • Затирки для плитки
  • Что собой представляет SPU-изоляция?
  • Какая она элитная кровля?
  • Почем кровельный профнастил в Москве?
  • Акриловые вкладыши для ванн от "Экоакрил"
  • Обзоры
    Пожалуйста выберите интересующую Вас категорию:
    к-во позиций в разделе
    Автоматизация строительных фирм3 
    Анализ, прогнозы, тенденции369
    Строительные материалы3168 
    Строительные технологии877 
    Строительные услуги72 
    к-во позиций в разделе
    Городское строительство165 
    Прочее76 
    Управление. Маркетинг. Качество53 
    К основной странице раздела
     Жилищная ипотека: долго запрягаем – быстро ли поедем?
    23.01.2004
    Жилищный фонд Российской Федерации – 2,85 млрд. м2 – составляет 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. Цифра внушительная, но беда в том, что большая часть этого фонда не соответствует не только современному уровню, но порой даже элементарным санитарным требованиям. Более 11% нуждается в капитальном ремонте, 9% – в реконструкции.
    Обновление жилого фонда до сих пор велось крайне низкими темпами. За весь прошлый год, например, отремонтировано лишь 0,5% при годовом нормативе в 4-5%. Если ситуация не изменится, то уже в ближайшее время общий износ жилищного фонда может превысить критический уровень, равный 60%, после чего он станет неремонтопригодным.
    Одна из причин падения объемов жилищного строительства в последние годы – слабое участие государства в его финансировании. Если в конце 80-х годов доля государственных капитальных вложений в эту сферу превышала 85%, то в 2001 году за счет средств бюджетов всех уровней введено лишь около 20% жилья. При этом отсутствовали и механизмы, обеспечивающие приток средств из внебюджетных источников.
    Приобретение квартиры в строящихся домах для многих россиян – неосуществимая мечта. Средняя цена квадратного метра почти в 2 раза превышает и без того высокую его себестоимость. С 2000 по 2002 годы она выросла на первичном рынке на 49%, на вторичном – на 72%, а стоимость строительства возросла на 69%.
    В этих условиях ипотечное жилищное кредитование приобретает особое значение, тем более что покупательная способность населения в последнее время выросла и, по оценкам специалистов, не менее 6% семей способны сейчас приобрести жилье (по социальным нормам) с помощью ипотеки.
    После утверждения Правительством Российской Федерации Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г.) Госстрой России ведет целенаправленную работу по формированию на местах структур, обеспечивающих реализацию принимаемых региональных программ. Это позволило ОАО "Агентство по ипотечному кредитованию" в 2002-2003 гг. заключить с 46 регионами Российской Федерации соглашения о совместной деятельности по развитию системы ипотечного жилищного кредитования.
    В 2001 г. лишь 10 коммерческих банков выдавали кредиты в значительных объемах, сейчас их более 30. Ипотечный банк "Дельта Кредит", являющийся лидером на этом рынке, выдал около 1000 жилищных кредитов на общую сумму более 500 млн. долл., Раффайзенбанк – на сумму 12 млн. долл. (за счет иностранных кредитных линий). Объявлены ипотечные программы Внешторгбанка России (в объеме 500 млн. долл.) и Национального резервного банка (до 100 млн. долл.) – здесь созданы специализированные центры ипотечного кредитования населения. В 2003 году подключился и Сбербанк России, хотя доля ипотечных кредитов в его кредитном портфеле пока невелика – всего 8%.
    Профессиональные участники ипотечного рынка стремятся к тому, чтобы координировать свою деятельность. Около 300 банков объединяются в Комитете по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков и готовятся запустить свои программы.
    Госстрой России выступил с инициативой по созданию Национальной ассоциации профессиональных участников ипотечного рынка (НАУИР). Она одобрена правительственной Комиссией по жилищной политике и поддержана Российской торгово-промышленной палатой, Ассоциацией российских банков, Национальной ассоциацией участников фондового рынка, Всероссийским союзом страховщиков, Российской гильдией риэлторов, Российским обществом оценщиков.
    Но только стабильный приток долгосрочных финансовых ресурсов с рынка капиталов может решить стратегическую задачу повышения доступности жилья для широких слоев населения России.
    Обо всем этом шел разговор на состоявшемся недавно расширенном заседании коллегии Госстроя России, на котором присутствовали заместитель Председателя Правительства РФ В.А. Яковлев, депутат Государственной думы И.Д. Грачев, представители многих организаций и ведомств, в том числе региональных, причастных к решению проблемы. Вступительное слово произнес председатель Госстроя России Н.П. Кошман. С докладом "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования" выступил статс-секретарь, заместитель председателя Госстроя России В.Н. Пономарев.
    Короткую речь произнес В.А. Яковлев, выразивший уверенность в том, что процесс развития системы ипотечного кредитования непременно двинется вперед. А правительство "готово подключиться и помочь в этом".
    По итогам трех кварталов 2003 г. прирост строительства жилья составил 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее качественного улучшения положения на рынке жилья не наступило. Это делает ситуацию весьма критической. Существующий жилищный фонд ветшает, а инженерная и коммунальная инфраструктуры крайне изношены. Несмотря на то, что мы прилагаем усилия по развитию системы ипотечного жилищного кредитования, объемы продаж жилья в кредит никак не могут удовлетворить нас. Об этом говорилось на прошедшем недавно заседании Правительства Российской Федерации.
    На Госстрое лежит особая ответственность за развитие ипотеки в стране, т.к. именно на наше ведомство возложена координация деятельности органов государственной власти в этом направлении. И мы осознаем ее, понимаем, что без ипотечного жилищного кредитования значительная часть граждан России никогда не сможет улучшить свои жилищные условия. Поэтому мы в кратчайшие сроки совместно с другими министерствами и ведомствами разработали и внесли в Правительство предложения по комплексу первоочередных мер, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования. Они направлены, с одной стороны, на увеличение объемов кредитов, а с другой – на устранение препятствий в инвестиционно-строительной деятельности. Только повышение платежеспособного спроса населения с одновременным увеличением предложений на рынке сможет решить задачу обеспечения граждан доступным жильем. А его строительство поднимет не только строительную отрасль, но и экономику страны в целом.
    Главная проблема, которую мы выносим сегодня на коллегию, – как обеспечить уже в 2004-2005 гг. дополнительное строительство жилья для реализации преимущественно за счет ипотечных кредитов в объеме 3-3,5 млн. м2.
    В последние месяцы происходит резкая активизация органов исполнительной власти по преодолению тех трудностей, которые стоят на пути ипотечного жилищного кредитования и в целом обеспечения граждан доступным жильем.
    И в Правительстве России создано рабочая группа под руководством В.А. Яковлева, которая отрабатывает комплекс мер по развитию ипотеки, и в Администрации Президента под руководством И.И. Шувалова, и в Госстрое России. Все это должно, по нашему мнению, привести к резкому оживлению на рынке жилья.
    Основной проблемой является отсутствие финансовых ресурсов, обеспечивающих динамичное развитие ипотеки, требуемых объемов строительства. Приход на этот рынок крупных инвесторов и банков сдерживается значительными рисками нереализации построенного жилья, а также острой нехваткой инженерно оснащенных участков земли. Для банков, которые могли бы кредитовать застройщиков, нужны надежные гарантии возврата кредитов в оговоренных в договоре объемах и в срок. Эти гарантии могут быть обеспечены, с одной стороны, залогом земельных участков с инженерным оснащением и активами застройщика, а с другой – наличием реальных покупателей на построенное жилье, в том числе тех, которым банки могут выдать кредиты на его приобретение. Нереализация построенного жилья будет снижаться по мере развития системы ипотечного жилищного кредитования.
    Сегодня деятельность региональных операторов, а также Федерального агентства по ипотечному кредитованию показывает, что реальный платежеспособный спрос существует, хотя трудно предсказать количественные параметры.
    В тех регионах, где система запущена, в очереди на получение кредитов стоят граждане, покрывающие двух-трехгодовой объем жилищного строительства. Существующий жилищный фонд, который почти на 70% приватизирован, является источником активов граждан РФ. Он, правда, достаточно изношен, тем не менее по самым минимальным оценкам стоимость ликвидных активов в виде жилья в РФ оценивается в сумму порядка 50 млрд. долл. Для сравнения: стоимость всего годового жилищного строительства –15 млрд. долл. Таким образом, платежеспособный спрос существует.
    Но чтобы спрогнозировать развитие системы ИПК, необходимо просмотреть всю цепочку факторов, которые покажут, на какие объемы жилищного строительства мы можем выйти и какие объемы его кредитования можем иметь. Эта цепочка факторов состоит из: платежеспособного спроса населения, базы стройиндустрии, мощных строительных организаций, наличия земельных участков с инженерией, возможности банковской системы выдавать ипотечные строительные кредиты и наличия долгосрочных финансовых ресурсов в Российской Федерации.
    В настоящее время в рамках Центра стратегических разработок института экономики города совместно с Госстроем России, министерством экономического развития, с рядом других министерств и ведомств, заинтересованных организаций проводится работа, которая должна завершиться количественными оценками. Но уже сегодня очевидно, что одним из узких мест на пути развития системы ипотечного жилищного кредитования является недостаток инженерно-обустроенных участков земли. Деятельность региональных операторов ипотечного кредитования показывает, что предложений на рынке жилья крайне мало. Это связано и с тем, что в основном вводится жилье на базе так называемого доверительского строительства, а также с проблемой недостатка земельных участков и финансовых ресурсов. По мере увеличения базы ипотечного кредитования появляется реальная угроза того, что нарушится пропорция между предложениями на рынке жилья и возможностью банковской системы выдавать ипотечные кредиты. Если такое случится, если мы не сможем предоставить гражданам, имеющим возможность приобрести ипотечные кредиты, реальные квартиры, то наша деятельность приведет к тому, что на рынке жилья еще резче поднимутся и без того высокие цены.
    Поэтому ипотечное жилищное кредитование нельзя рассматривать только как финансовый механизм, в отрыве от других проблем, связанных с созданием объектов недвижимости.
    Мы понимаем жилищное кредитование как главный фактор повышения доступности жилья для жителей РФ, как совокупность механизмов, обеспечивающих согласованное развитие рынка жилья, рынка ипотечных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг.
    Добиться повышения доступности жилья можно, если увеличить предложение жилья, отвечающего современным представлениям о комфортности. Ипотечные жилищные кредиты обеспечивают рост платежеспособного спроса населения на жилье. В результате возникают реальные рыночные стимулы для структурных изменений в сфере развития, управления и эксплуатации жилфонда, поскольку в жилищную сферу поступают дополнительные финансовые ресурсы, в том числе и за счет привлечения долгосрочных ресурсов с рынка капитала.
    Строительные кредиты создают предпосылки для совершенствования строительных технологий и деятельности проектных организаций, стимулируя тем самым снижение цен на жилье. Возникает естественная заинтересованность региональных муниципальных властей в реальной капитализации земельных участков – важнейшего источника пополнения бюджета. Формируются экономические условия для создания градостроительных концепций, планов развития городов и территорий.
    Но для того чтобы предпосылки превратились в реальные инвестиционные процессы, требуются серьезные нормативно-правовые и организационные усилия власти всех уровней и профессиональных участников рынка.
    Что касается совершенствования нормативно-правовой базы, то здесь работа шла параллельно – рабочей группы при Правительстве РФ и рабочей группы Центра стратегических разработок.
    На сегодня в первоочередном порядке необходимо принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих снижение кредитных рисков. Здесь на первый план выходят поправки в ст. 446 Гражданско-процессуального кодекса, которые обеспечат на практике действие механизмов обращения взыскания на заложенное имущество. Поправки в ст. 292 ГК урегулируют отношения между заемщиками и органами опеки и попечительства, а также окончательно решат вопросы по членам семьи заемщика. Важным документом, который должен разработать Госстрой России, являются методические рекомендации, определяющие порядок формирования условий предоставления жилых помещений в форме временного заселения. Также очень важным является принятие закона о кредитных историях, который позволит банкам более точно получать информацию о потенциальных заемщиках. Сами заемщики сегодня сталкиваются не только с высокими процентами, но и с большими трудностями при получении ипотечного кредита. Они связаны с регистрацией сделок при оформлении договоров купли-продажи, договоров об ипотеке, материальным удостоверением договоров об ипотеке и т.д.
    Необходимо повысить привлекательность ипотечного кредитования для кредитных организаций. В этом отношении центральное место должны занимать нормативные документы Центрального банка России, которые сделают деятельность на ипотечном рынке интересной для банков. Наконец, необходим комплекс нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию федерального закона об ипотечных банках.
    Надо сказать, что при подписании президентом Закона об ипотечных ценных бумагах было дано поручение Правительству и Банку России согласовать перечень нормативных документов, обеспечивающих оборот ипотечных ценных бумаг, имитируемых не только ипотечными агентствами, но и коммерческими банками.
    Важное место в нормативно-правовой деятельности занимают документы, касающиеся земельных отношений в строительстве. Необходимо снять препятствия, мешающие участию банков в кредитовании строительства. Это возможно, если и администрации будут иметь экономическую заинтересованность в том, чтобы осуществлять реальную продажу или предоставление долгосрочных прав аренды на участки земли. Здесь нужны поправки и в Земельный кодекс РФ, и в Градостроительный кодекс. Чтобы механизм системы ипотечного кредитования стал массовым, необходимо постепенно ввести сюда систему страхования. Отсутствие статистики по предоставленным ипотечным кредитам существенно сдерживает возможность построения системы страхования кредитных рисков в этой сфере деятельности. Вместе с тем, если мы хотим повысить доступность ипотечных кредитов (а сегодня первичный взнос – 30% от стоимости жилья, что малодоступно), нужно снизить его до 10-5%. Поэтому должна прийти система страхования, которая возьмет на себя часть рисков. Необходим и ряд организационных мер, которые могут существенно активизировать инвестиционно-строительную деятельность.
    Сегодня основной федеральной целевой программой, которая обеспечивает приток бюджетных средств в жилищную сферу, является федеральная целевая программа "Жилище". И хотя она непосредственно не связана с ипотечным жилищным кредитованием, тем не менее эффективность вложения бюджетных средств в жилищную сферу может существенно активизировать деятельность коммерческих структур, обеспечивающих развитие рынка жилья.
    Оперативное руководство этой программой требует совершенствования. Абсолютно недопустимо, что шесть министерств и ведомств, кроме Госстроя России, являются государственными заказчиками по этой программе. Идет распыление бюджетных средств, невозможно согласование порядка реализации программ. В самой программе "Жилище" только вскользь, декларативно говорится о необходимости привлечения небюджетных источников финансирования. И основная тяжесть по-прежнему ложится на бюджет.
    Поскольку ипотечное жилищное кредитование – это развитие рынка доступного жилья, то первоочередной мерой должна быть разработка комплекса нормативно-правовых актов, которые позволят банкам выдавать ипотечные кредиты, строительные кредиты и по которым строители смогут осуществлять свою строительную деятельность. Но даже не дожидаясь принятия полного комплекса таких актов, можно в 2004-2005 гг. обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 3-3,5 млн. м2, которое будет реализовано в первую очередь за счет применения ипотечного кредитования. Чтобы эту задачу решить, необходимо составить перечень тех строительных компаний, которые имеют дополнительные незадействованные мощности и смогут ввести больше жилья. Параллельно с этим идет работа с банками и финансовыми компаниями, которые могли бы отработать финансовые механизмы, обеспечивающие финансирование этих строительных компаний. Совместно с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию и региональной сетью началась работа по выявлению конкретных реальных заемщиков, способных участвовать в этой программе. Около 60 тыс. семей смогут стать потребителями этого жилья.
    Конечно, потребуется огромная разъяснительная, информационная и пропагандистско-образовательная работа. Большинство населения испытывают либо страх перед ипотекой, либо недоверие к банковской системе. Госстрой РФ совместно с Комитетом по печати разработал план такой разъяснительной работы. При поддержке правительственной комиссии по жилищной политике в бюджете на следующий год предусмотрены определенные средства, которые будут направлены на разработку методики разъяснительной работы и организацию информационно-пропагандистского процесса.
    Важное значение должен сыграть российско-американский семинар, который пройдет 9-11 февраля в Дубне. В нем примут активное участие и международные эксперты, и Всемирный банк реконструкции и развития. Мы рассматриваем его как важный инструмент обмена опытом. Параллельно решается вопрос о консолидации всех участников ипотечного процесса. По инициативе Госстроя при поддержке Правительства России завершается работа по созданию национальной ассоциации участников ипотечного кредитования.
    Одним словом, есть все основания полагать, что ипотечное кредитование получит наконец необходимое ускорение.

    Автор:Н. Федорова
    Источник: "Стройка" №50 2003г. www.i-line.ru




    Строительные тендеры 
    Текущих тендеров: 23, полный список, объявить тендер
    Новые тендеры:
    27.05.2020 Изготовление информационной продукции
    Изготовление и разработка макетов информационной продукции (стенды, таблички)...
    25.05.2020 Ремонтно-строительные работы.
    Инвестиционно-строительная компания приглашает строительные компании и строительные бригады с/без СРО принять участие в конкурсе на выполнение ремонтно-строительных...
    25.05.2020 Строительство
    Здравствуйте, меня зовут Константин, профессионально 9 лет занимаюсь госконтрактами и коммерческими тендерами по строительству, своя организация. Сейчас...
    29.04.2020 Отделочне работы в строение 100м2
    Наружные работы: подготовительные, строительные и отделочные работы пос весам кровли, монтаж водосливной системы. Внутренние работы: конструктивные, подготовительные...
    17.12.2019 Ремонтно-строительные работы
    Ремонтно-строительные работы в корпусе №23, 1 этаж-помещения 1, 2, 3, 4.5, 6, 7, 8, 17, 19, 20, 21...
    Служба размещения тендеров Gvozdik.ru

    С чего начать?
    Знакомство с Gvozdik.ru начните со страницы:
     Размещение информации

    Участникам:
    Работа с Вашей информацией:
     Страница управления

    Подписка на информационные рассылки Gvozdik.ru:
    E-mail:
     Подписаться
     Изменить параметры
     


     Стройматериалы и услуги   Обзоры   Тендеры   Крупные закупки   Б/У техника   Биржа труда   Новости

    © 2000-2020 Gvozdik.RU   E-mail:  info@gvozdik.ru   О проекте  Условия размещения рекламы на сервере   Контакты  Карта сайта

    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика