Gvozdik.ru Rambler's Top100
строительный каталогстроительный каталогновости и обзорыновости и обзорыконкурсы и тендерыконкурсы и тендерынормативные документынормативные документывход для клиентоввход для клиентов
     главная      страница управления      подписка
  
 Расширенный поиск


Каталог
Стройматериалы
Услуги
Поиск
Тендеры
Строительные тендеры
Крупные закупки

Объявления
Б/У техника
Биржа труда
Статьи
Новости
Новости компаний
События
Обзоры
Документы
ЕНиРы
Законы, постановления
Коэффициенты пересчета
СНиПы, правила

О нас
О проекте
Реклама
Контакты
  • Квартира в новом доме
  • Строительные инструменты
  • ПВХ как стройматериал
  • Теплый пол под плитку
  • Старые и новые строительные леса
  • Современные технологии возведения кирпичных домов
  • Дисконт-портал "Эврика": выгодно для всех
  • Как установить акриловую ванну своими руками
  • Делаем водяное отопление
  • Строим теплицу
  • Монтаж OSB плит
  • Качественный виниловый сайдинг
  • Используем жидкое стекло
  • Дерево и гвозди
  • Строим террасу
  • Как правильно выбрать счетчик на воду
  • Затирки для плитки
  • Что собой представляет SPU-изоляция?
  • Какая она элитная кровля?
  • Почем кровельный профнастил в Москве?
  • Акриловые вкладыши для ванн от "Экоакрил"
  • Документы
    Пожалуйста выберите интересующую Вас категорию:
    к-во позиций в разделе
    ЕНиРы25 
    Законы, постановления190 
    Коэффициенты пересчета19 
    СНиПы, правила243
    к-во позиций в разделе
    ГОСТы34 
    ГЭСН0 
    МГСН - московские городские строительные нормы15 
    МДС14 
    Правила безопасности7 
    Прочее7 
    РДС3 
    СНиП - строительные нормы и правила104
    СП11 
    К основной странице раздела
     По каким нормам и правилам строить объекты
    15.02.2001
    Известно, что Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве Госстроя России подготовил проект нового СНиПа «Организация строительство. Общие правило ведения строительства». Он вызвал неоднозначную реакцию специалистов. Характерным примером критического отношения можно считать статью группы заслуженных строителей. "По каким нормам и правилам создавать объекты?". Оно содержит резкую критику концепции действующей системы нормативных документов в строительстве вообще (что несколько странно спустя 6 лет после ее утверждения) и нового СНиПа «Организация строительство» в частности. Текст стати свидетельствует о все еще недостаточном понимании инженерной общественностью роли нормативных документе» в современном строительстве. В связи с этим представляется целесообразным еще раз прояснить некоторые принципы современного строительного нормирования и их реализацию в проекте нового СНиПа.

    Для понимания сути вопроса необходимо вначале разобраться, в чем состоит роль государственных норм в строительстве.

    Во все времена и во всех сколько-нибудь цивилизованных странах, начиная с древней Ассирии, государство заботилось о функциональной пригодности, безопасности строительной продукции и создании благоприятной среды жизнедеятельности для населения. Ток появились технические нормы, направленные на обеспечение прочности, устойчивости, пожарной, а впоследствии санитарной, экологической и других видов безопасности зданий и сооружений, а также градостроительные правило. Время от времени государство становилось основным или единственным заказчиком строительной продукции. Тогда появлялись Государственные сметные нормы и расценки. А если государство принимало на себя еще и непосредственное ведение проектных и строительно-монтажных робот, то к нормативной базе добавлялись детальные правила проектирования зданий и сооружений, правила организации, производства и приемки работ, направленные на обеспечение качества и экономической эффективности государственного строительства.

    Как раз в такой период сформировался основной массив действующих сегодня нормативных документов, в том числе СНиП 3.01.01 -85 «Организация строительного производства». В то время инвесторы, заказчики, проектные, строительные и эксплуатирующие организации и все остальные участники строительства находились в государственной собственности. И государство, как и подобает хорошему хозяину, позаботилось о повышении организационной культуры подчиненных организаций, избрав для этого наиболее удобную для того времени форму — обязательные для исполнения всем и участниками строительства Строительные нормы и правила. СНиП 3.01.01 «Организация строительного производства» разрабатывали специалисты своего дела и заложили в него наиболее передовые для того времени организационные приемы и решения, значительная часть которых не потеряла своей практической ценности и по сей день.

    За прошедшее время строительная отрасль значительно изменилось, и государственная организация на строительном рынке сегодня — большая редкость. А отношения между государством и независимым предпринимателем иные, нежели между органом управления и подчиненной ему государственной организацией. Нормативный аспект этих отношений наиболее точно описывает Закон о стандартизации (ст. 7 г 2): «Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущество, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроле и единства маркировки, о также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

    Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя робот или услуг». Эти «иные» требования стандартов фактически являются рекомендательными)

    Таким образом, по закону государство есть два способа нормативного регулирования производственной деятельности — приказ (обязательные требования) и совет (рекомендательные требования). Приказ подлежит безусловному выполнению, а совет может приниматься или нет по решению (договору) участников производственной деятельности.

    Госстрой России одним из первых отраслевых ведомств реформировал свою нормативную систему в соответствии с новыми принципами и зафиксировал ее в СНиПе 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве». Суть проведенной нормативной реформы состояла в том, чтобы повысить эффективность государственного регулирования строительства, т.е. выполнения государством своей функции по обеспечению безопасности строительной продукции и создания благоприятной среды жизнедеятельности путем полноценного использования всех возможностей каждого из предусмотренных законом способов регулирования — и приказа, и совета.

    В действующей системе для изложения обязательных требований предназначены государственные нормативные документы — СНиПы, госты и ТСН (территориальные строительные нормы). Требования этих документов контролируются государственными службами (Госархстройнадзором и другими надзорными органами). Невыполнение обязательных требований государственных нормативных документов наказывается по Закону об административной ответственности за правонарушения в области строительства.

    Для изложения рекомендательных требований (советов) в новой системе предусмотрен специальный вид нормативного документа — свод правил (СП). В этом документе содержатся «рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавшие себя но практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества» (СНиП 10-01-94, п.6.6). Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика» (том же п. 8.3). В последнем случае они предъявляются и контролируются заказчиком, а их невыполнение наказывается санкциями, предусмотренными договором.

    Договорные (гражданские) отношения между участниками строительства (договорные обязательства, сроки, объемы и оплата работ, экономия ресурсов и т. п.) регулируются настоящим СНиПом в минимальной степени, необходимой для обеспечения безопасности объекта и обеспечения надлежащего организационно-правового порядка строительства. В то же время он никак не ограничивает возможности участников строительства устанавливать взаимные обязательства и контролировать их исполнение на основании Гражданского кодекса.

    Одной из важнейших функций в части безопасности объекта, обычно выполняемых заказчиком-застройщиком, является обеспечение технического надзора за соответствием выполненных в натуре конструкций проекту и нормативным требованиям. В новом СНиПе сохранен традиционный порядок технадзора, но более четко расписаны процедуры и документы, связанные с реализацией этой функции.

    В новом СНиПе формально регламентирован ряд положений, ранее не нормировавшихся, однако вызывающих организационно-правовые затруднения на практике. К ним относятся правило обращения с несоответствующей продукцией, ответственность за стройплощадку, порядок применения и корректировки проектно-сметной документации, порядок использования для строительства территорий вне стройплощадки и другие.

    Теперь пора обратиться к основному предмету споров вокруг нового СНиПа — организационно-технологической документации. К организационно-технологической проектной документации отнесены ее традиционные виды — проект организации строительство (ПОС) и проект производства робот (ППР), о также иные документы, в которых могут содержаться решения по организации строительства и технологии производства робот. Допускается также применение технологических карт, схем операционного контроля качество, стандартов предприятия и других документов.

    Разумеется, у разработчиков нет и никогда не было нелепого намерения «прекратить разработку и использование в строительстве» ПОС, ППР и технологических карт, как необоснованно уверяют критики проекта нового СНиПа. Напротив, ликвидировать сложившийся и принятый профессиональным сообществом вид проектного документа неразумно и не вызывается необходимостью. Вопрос стоит о корректном подходе к их нормативной регламентации. В проекте нового СНиПа этот вопрос решен с позиций изложенных выше основополагающих положений закона и системы нормативных документов в строительстве следующим образом.

    Согласно проекту нового СНиПа, ППР обязателен: при любом строительстве но городской территории; при любом строительстве на территории действующего предприятия; при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо .сложных объектов; по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ. В остальных случаях Л ПР разрабатывается по решению исполнителя строительно-монтажных работ. Реально это означает, что без ППР может строиться разве что деревенский дом или коровник, где ППР и раньше никогда не разрабатывался, несмотря но все нормативные строгости. Это никак не походит на «ликвидационный подход», в котором критики нового СНиПа упрекают разработчиков.

    Обязательность ПОС как раздела проектно-сметной документации устанавливается не обсуждаемым проектом нового СНиПа «Организация строительства», а действующим СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации», авторы которого, устанавливая необязательность ПОС для объектов жилищно-гражданского назначения, имели свои резоны, равно кок их оппоненты. К этому вопросу есть смысл вернуться при рассмотрении государственных требований проектно-сметной документации.

    Наиболее кардинальные изменения внесены в нормативные требования к составу организационно-технологической документации. Для их оценки необходимо вспомнить о двуинструментах нормативного регулирования — приказе и совете. Обязательные элементы ПОС и ППР должны обеспечивать реализацию в натуре описанных выше обязательных требований (прежде всего по безопасности строительной продукции и процессов) и внешний контроль за их выполнением, а рекомендуемые элементы — эффективность инвестиционного процесса. Из всего многообразия состава и содержания ПОС И ППР, описанного в действующем пока СНиП 3.01.01-85*, разработчики нового СНиПа отобрали и установили в качестве обязательных элементов следующие.

    Минимальный обязательный состав ПОС включает в себя:
    — календарный план строительства как документ, на основе которого выдается разрешение на строительство;
    — строительный генеральный план, на основе которого оценивается возможное влияние ведущегося строительства на окружающую территорию, включая потенциальную опасность, и принимаются разнообразные административные решения, связанные со строительством, например, о временном использовании прилегающих территорий;
    — пояснительную записку. В минимальный состав ППР но строительство объекта в целом включаются:
    — строительный генеральный план;
    — решения по технике безопасности в составе, определенном СНиП 12-03-99 и СНиП III-4-80*.

    К этому базовому минимальному составу новый СНиП в определенных условиях требует добавлять дополнительные, также обязательные элементы. Например, при строительстве на территории действующих промышленных предприятий или иных эксплуатируемых территорий в ППР должен быть установлен порядок совмещения строительно-монтажных работ с основной производственной деятельностью, обеспечивающий возможность безопасного выполнения работ. Установлены обязательные дополнения для работ в оползнеопасных зонах и т.д.

    Предполагается, что все остальные элементы, необходимые для конкретного строительство, появятся в составе ПОС и ППР либо по инициативе разработчика, либо по требованию заказчика документации. И вот здесь логика государственного регулирования оказывается труднодоступной для части специалистов, не отличающих СНиП от справочника или руководство по проектированию. Зачем, говорят они, из обязательного состава ПОС исключены, например, организационно-технологические схемы — ведь без них трудно составить полноценный календарный план и стройгенплан. Наверное, оно так и есть, только конкретным заказчику и проектировщику необходимость этого элемента ПОС виднее, чем Госстрою. Если эти схемы нужны для дела, то проектировщик их разработает. Точно так же подрядчику виднее, нужен ли ему для работы, скажем, расчет площадей временных площадок складирования или расчет -потребности в автотранспорте.

    Итак, закон и принятые Госстроем России правило строительного нормирования устанавливают, что нормативные требования могут быть обязательными и рекомендательными, и назначают соответствующие виды нормативных документов для .изложения этих требований.

    Теперь посмотрим, как реализованы в проекте нового СНиПа «Организация строительство» эти основополагающие принципы. Здесь следует предварительно заметить, что нормативные нововведения в этом документе не имеют какой-то специально рыночной направленности, поскольку сом СНиП имеет организационно-технический, а не экономический характер. Большая, часть нововведений этого СНиПа может нормально работать при любой степени государственного регулирования и при необходимости могла бы быть введена и ранее.

    Новый СНиП содержит систематизированный комплекс обязательных действий, процедур и форм документов, необходимых и достаточных для обеспечения возможности государственного регулирования процесса возведения объектов в собственно строительной фазе. Соблюдение этих правил позволяет организовывать взаимодействие участников строительства, а также заинтересованных государственных (муниципальных) органов, и обеспечить приемлемый уровень:
    — качества объекта, понимаемого кок его соответствие законодательству, проектным решениям, градостроительной документации и требованиям нормативных документов;
    — безопасности самого процесса строительства;
    — неизбежного для периода строительство ухудшения нормальных условий жизнедеятельности на прилегающей территории.

    В СНиПе впервые введены положения, унифицирующие порядок взаимодействия участников строительство с различными органами государственного регулирования строительства (органами государственного надзора, административными органами), регламентация которого ранее осуществлялось вне системы строительных норм и правил.

    Именно поэтому, о вовсе не по своей неграмотности, разработчики нового СНиПа кардинально ограничили обязательную часть ПОС и ППР. Речь идет о том, что из всей совокупности элементов, обычно входящих в состав ПОС и ППР, какие-то элементы документации регламентируются государственной нормой, а другие — нет. Аналогично правила дорожного движения устанавливают требования к рулю и тормозам автомобиля, а, скажем, требований к системе охлаждения не устанавливают, хотя каждому понятно, что без радиатора автомобиль далеко не уедет. Интересно, что при рассылке на отзыв 1-й редакции нового СНиПа строители в основном поддержали сокращение номенклатуры обязательных элементов ПОС и ППР, а против выступили проектно-технологические организации.

    Таким образом, состав каждого реального ПОС или ГПР должен складываться из двух компонентов — обязательного, определенного СНиПом, и факультативного, который каждый заказчик или исполнитель проекта определяет по потребности. Требования к обязательной части документации устанавливаются обязательным нормативным документом — ноВЫМ СНиПом, а требования к факультативной части — естественно, рекомендательным (сводом правил).

    Как было показано выше, для рекомендаций в системе нормативных документов в строительстве существует специальный вид нормативного документа — свод правил (СП). Именно в него как нельзя лучше вписываются и якобы упущенные в новом СНиПе элементы, и весь тот по настоящему ценный опыт организационно-технологического проектирования, которым располагают авторы упомянутой статьи. Было бы весьма полезно, если бы удалось представить к утверждению v. одобрению комплект нормативных документов в составе СНиП (обязательный компонент) и свода (сводов) правил (факультативный компонент). Тогда можно было бы говорить о комплексном решении проблемы нормирования организации строительство. Если же такой синхронности не получится, есть идея оставить старый СИиП 3.01.01-85* в качестве рекомендательного документа до разработки необходимых сводов правил.

    При обсуждении проблем строительного нормирования обычно говорят: «Ну, вы знаете наших строителей. Им надо строго-настрого приказать вдвое против нужного, тогда они сделают хотя бы половину». Другими словами, предлагается априори завысить нормативные требования, чтобы добиться действительно необходимого. Против такого подхода трудно найти безотказные аргументы. Действительно, сегодняшние заказчики и строители не всегда бывают на высоте, и тенденция к завышению требований в нормировании тоже порой встречается. Однако, по нашему мнению, на перспективу все-таки лучше предъявлять действительно необходимые и выполнимые требования и последовательно контролировать их исполнение. Это формирует уважительное отношение к нормам, характерное для серьезных профессионалов, которые, надо надеяться, возобладают в нашем строительстве.

    К сожалению, разработчиком нового СНиПа не удалось воспользоваться зарубежным опытом по причине отсутствия токового. В государственных нормативных документах промышленно развитых стран отсутствуют даже намеки на обязательные нормативные требования к проектно-технологической документации. Учебники и пособия, компьютерные программы имеются в изобилии, а вот государственных требований обнаружить не удалось. Так что новый СНиП есть результат анализа и развития отечественного опыта. Кстати, разработчики стремились не выдумывать новое, а корректно описать сложившуюся практику, хотя, возможно, и не всегда удачно.

    В заключение высказываем надежду, что данная статья объясняет если не все (это, увы, невозможно), то хотя бы главные мотивы основных положений нового СНиПа и поможет его правильному пониманию. Хотелось бы также надеяться, что оно даст пищу для размышлений тем, кто не равнодушен к путям развития отечественного строительства, в результате чего могут появиться новые дельные предложения для отражения в нормативных документах.

    Источник: Журнал «Строительство: законодательство, обзор прессы», № 52, январь 2001 г.




    Строительные тендеры 
    Текущих тендеров: 79, полный список, объявить тендер
    Новые тендеры:
    20.06.2018 Заказ на строительно - отделочные работы
    Здравствуйте! Могу предоставлять заказы по ремонту и строительству от частных лиц и организаций....
    20.06.2018 Требуются отделочники г. Владимир. Только бригады, Только славяне (юр. лицам не беспокоить!!!)
    Стяжка пола до 20 мм. Плиточные работы: полы; стены; лестницы. Штукатурка Шпаклевка, покраска Плюс 5% аморизация вашего инструмента. Только...
    19.06.2018 Демонтаж/монтаж инженерных систем теплового оборудования и запорной арматуры.
    Необходимо произвести модернизацию инженерных систем теплового оборудования зданий....
    19.06.2018 Ремонт фасада
    Необходимо произвести ремонт фасада здания (130 м2). Цена работ с материалом....
    17.06.2018 Укладка напольной плитки
    Укладка напольной плитки в МОПах новостройки...
    Служба размещения тендеров Gvozdik.ru

    С чего начать?
    Знакомство с Gvozdik.ru начните со страницы:
     Размещение информации

    Участникам:
    Работа с Вашей информацией:
     Страница управления

    Подписка на информационные рассылки Gvozdik.ru:
    E-mail:
     Подписаться
     Изменить параметры
     


     Стройматериалы и услуги   Обзоры   Тендеры   Крупные закупки   Б/У техника   Биржа труда   Новости

    © 2000-2018 Gvozdik.RU   E-mail:  info@gvozdik.ru   О проекте  Условия размещения рекламы на сервере   Контакты  Карта сайта

    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика